Грядущий кризис серьезно отразился на всех отраслях экономики России. Не стал исключением и рынок автомобильных перевозок, где грузовой поток снизился, чуть ли не в половину. Практически все автотранспортные предприятия, основы развития которых, направлены на международные перевозки, несут огромные потери и взывают к помощи на государственном уровне.
Что стало предысторией
Еще в начале 2014 года, в транспортной сфере были замечены определенные тенденции, указывающие на будущий спад рынка, поэтом винить в этом только санкции будет неверным. Внутренняя экономическая ситуация в стране стала основой общего падения.
Сокращение торговых отношений с Европой лишь усугубило ситуацию. Основными причинами снижения спроса стали:
- снижение объемов во всех производственных отраслях;
- обесценивание национальной валюты;
- снижение доходов населения;
- санкции на некоторые группы товаров.
Все вышеуказанные факторы привели к тому, что перевозка грузов автомобильным транспортом снизилась более чем на 13 %. Основной удар пришелся на европейские маршруты, хотя и другие направления потерпели убытки.
Какие предприятия в зоне риска
Как уже ранее упоминалось, потери понесла практически каждая транспортная фирма. Крупный транспортный бизнес в среднем упал на 10 %, в то время как многие мелкие предприятия несут более чем половинные потери от оборота. Большинство из них закрылось или предпочло влиться в крупные корпорации.
С какими проблемами столкнулось каждое предприятие в частности
Кроме падения спроса, существенной проблемой каждого автотранспортного предприятия стало повышение основных расходов. В этом году вступил в действие закон об изменении уплаты НДС, который заставил выплачивать в полном объеме всех без исключения. Это стало огромным ударом для многих малых компаний.
Еще одной графой расходов стало требование – оборудовать все автомобили тахографами. Средняя стоимость этого прибора не так высока, но для мелких предприятий является существенной графой расходов. Кроме того, в этом году выросли цены на топливо, что стали неожиданным ударом для всех транспортников.
Все тенденции и проблемы указывали на скорое повышение тарифов на грузоперевозки, однако реалии показали, что снижение спроса заставило все АТП устанавливать максимально низкие цены, в борьбе за каждого клиента. Таким образом, повышение конкуренции на рынке позволило повысить тариф лишь на 1-2%, что ничтожно мало в современных реалиях.
На фоне этого, значительную конкуренцию отечественным авто компаниям составили представители зарубежных перевозчиков. Заказчики предпочитают немного переплатить, но взамен получит качественную и надежную логистику, с гарантией сохранения груза.
Изменения в географии грузоперевозок
Закрытие украинских дорог и санкции Европы потребовали поиска новых маршрутов. Большинство компаний в этой ситуации переориентировались на перевозки в азиатском направлении тем самым, увеличив нагрузку на основные маршруты, которые и без того требовали модернизации.
Азиатские направления отличаются более далекими расстояниями, поэтому изменение географии существенно сказалось на сроках доставки и расходах топлива. Это не могло понравиться заказчикам. Они также начали поиск альтернативного транспорта, который будет отвечать всем требованиям по доставке их груза.
В сложившейся ситуации, единственным выходом может стать рост товарооборота с европейскими компаниями. В противном случае, без государственной поддержки, транспорт будет и дальше нести убытки. Представители министерств тем временем отмалчиваются тем самым, заставляя автотранспортные компании нести убытки и сокращать объемы перевозок.