Перспективы торговых отношений с Японией

Япония является важнейшим торговым партнёром для России. Хотя между странами есть определённые территориальные разногласия, это не мешает вести активные поставки товаров обеим сторонам. На 2013 год общий оборот составил 34 млрд. долларов, но в кризисные времена он постепенно снижается. Для России важно искать рынок сбыта за пределами западных государств из-за санкций, а Япония получает от РФ недостающие островной стране ресурсы.

Главным объектом экспорта для России является сырьё, по большей части нефть. Япония – один из крупнейших покупателей этого ресурса, ежегодно продаётся сырья на сумму около 19 млрд. долларов на 2013 год. В РФ поставляются главным образом автомобили на сумму более 7 млрд. долларов за тот же период.

2016 год выдался намного более тяжёлым. С 2014 года начался резкий спад торговли, и сейчас общий оборот составляет всего 3,5 млрд. долларов, что на 40% меньше, чем в 2015 году. Сильно уменьшился импорт, поэтому теперь Россия получает от торговли с Японий положительное сальдо почти в миллиард долларов. Такие тенденции не могли не сказаться на логистическом бизнесе обеих стран.

Морским перевозкам быть?

Морские перевозки из Японии – это главный путь для поставки продукции в другие страны, особенно в РФ. До недавнего времени между нашими государствами было развито паромное сообщение, которое осуществлялось японской компанией HeartLand Ferry. В лучшие времена ежегодно перевозилось от Корсакова до Вакканая более 6,5 тысяч человек. В 2015 году – всего 4,5 тысячи. Прошлый год стал для переправы фатальным. Тогда фирма объявила о прекращении обслуживания этого морского пути в связи с нерентабельностью.

Для России и Японии паромное сообщение важно не только с точки зрения пассажирских перевозок. Корабли доставили в прошлом году около 200 тысяч тонн груза, поэтому прекращение судоходства означает заморозку торговли. Чтобы не допустить этого, японская сторона ведёт работы по стабилизации ситуации.

Правительство планирует создать новую компанию-перевозчика и выкупить корабли у предыдущей организации. Также японцы хотят увеличить парк кораблей до 60. Заявляется, что перевозки могут стать перспективным вложением и окупиться в ближайшие годы. С помощью паромов поддерживается туризм, рыбная и промышленная торговля между островами Сахалин и Хоккайдо. Последний рейс корабль старой компании осуществил 16 сентября 2015 года.

Rambler's Top100