Новый уровень сотрудничества в перевозках между Беларусью и Россией

Разговоры об отмене квот на ввоз и вывоз товаров из третьих стран ведутся уже далеко не первый год. Транспортные компании Белоруссии и России в один голос просят отменить эту договоренность, которая является существенной преградой в развитии логистических отношений внутри таможенного союза.

Проблемы в международных договоренностях

Основной преградой в процессе отмены квот является недостаточная таможенная правовая база и морально устаревшие договора, подписанные с третьими странами. Так как таможенный союз работает в едином логистическом, правовом поле, перевозя товары из Европы, компании желают производить растаможку в Белоруссии, а разгружаться собственно в России. Для этого достаточно иметь транспортную лицензию Таможенного Союза (ТС). Это и стало камнем преткновения, так как до этого времени количество грузов, ввозимых третьими сторонами, в каждую из стран, регулировалось при помощи квот. В то же время грузоперевозки из Белоруссии в Россию и другие страны ТС регулируются внутренним регламентом и не имеют ограничений.

Кто больше заинтересован

В отмене квот в какой-то степени заинтересована каждая из сторон, но выгоды для всех разные. Пока количество перевозимых грузов регламентируется на основе квот, Россия теряет инвестиции и не может ввозить достаточное количества товаров для внутреннего потребления. Если быть точнее, то не столько уменьшаются объемы, сколько возрастает цена таких товаров для конечного покупателя. Это связано с недостаточной конкурентоспособностью и монополизацией транспортных потоков.

Беларусь смогла за недолгий период времени создать мощную логистическую инфраструктуру, которую мировые эксперты признают лучшей в странах бывшего СНГ. Это касается, прежде всего, автомобильных дорог, которые имеют прекрасную пропускную способность, отличный сервис и прекрасное состояние. Действующие квоты, не позволяют в полной мере реализовать весь транзитный потенциал и лишают страну существенной части заработка. Загруженность основных товарных потоков загружена лишь на одну треть от возможной пропускной способности.

Интересы третьих стран также сосредоточены на отмене квот, ведь таким образом, открываются новые рынки, позволяющие ввозить товары во все страны таможенного союза без ограничений. То же самое можно сказать и об импортерах ТС, которые давно выражают желание в полной мере открыть для себя европейские рынки.

Как решаются проблемы

Совсем недавно Международный союз автомобильного транспорта инициировал встречу представителей министерств заинтересованных стран. В процессе переговоров были достигнуты договоренности. Определяющие порядок отмены квот и решение о пересмотре таможенных правил при ввозе товаров из стран ЕС.

На начальном этапе, договор о безразрешительной перевозке между Беларусью и Россией затронет малотоннажные автомобили, грузоподъемностью до 6-ти тонн. В дальнейшем, после решения всех возникающих в процессе транспортировки проблем, договор затронет весь автомобильный грузопоток, курсирующий между Беларусью и Россией и обратно. К сожалению, сроки подписания всех необходимых документов и когда договор вступит в силу, не разглашается.

Rambler's Top100