Преимущества и проблемы работы коридора «Север-Юг»

Торгово-транспортные пути России являются важным элементом внешней экономики и коммерческих отношений во всем мире. В связи со сложившейся ситуацией особенно приоритетными являются отношения со странами ближнего востока и Азии.

В 1999 году группа транспортных компаний решилась на создание торгового пути, перекрывающего полматерика. Международный транспортный коридор пересекал несколько стран и включал в себя Шри-Ланку, затем Индию, Иран, побережье Каспийского моря и Россию.

Расширение сотрудничества транспортных компаний

Спустя год, на транспортной конференции в Петербурге, было принято решение о расширение сотрудничества. В результате были подписаны все необходимые договора, и коридор получил название «Север-Юг». Участники конференции, а именно Иран, Индия и Россия стали официальными основателями этого торгово-транспортного маршрута, который может иметь значительный товарный поток, обеспеченный перевозкой контейнеров по морю, автомобильными и железными дорогами.
В 2002 году договор был ратифицирован Госдумой. К соглашению присоединились и другие страны.

  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Беларусь;
  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Турция;
  • Украина.

Благодаря работе этого коридора, у транспортных компаний появляется возможность доставить груз из Индии наиболее прямым маршрутом. Однако сегодня в работе этой транспортной артерии наблюдаются некоторые сложности.

Основные проблемы в работе транспортного коридора

Сегодня основной проблемой работы коридора является обратная доставка пустых контейнеров. Функционирование торгового коридора до Ирана не вызывает проблем, однако, дальше необходимо оплатить услуги аренды контейнера и в двадцатидневный срок пройти маршруты Мумбаи – Бендер-Аббас по морю, затем груз переправляется в Энзели. Здесь может быть использован тракт или железная дорога. После этого контейнеры грузятся на судно для отправки в Астрахань, откуда потом развозится по России.

Получается, что в двадцатидневный срок, полноценную доставку и возврат контейнера выполнить сложно. Коллеги из Мумбаи предлагают организовать растаможку и разгрузку контейнеров непосредственно в Астрахани. Это поможет сэкономить время и обеспечить своевременную доставку пустых контейнеров назад.

Возможные проблемы с таможней

Большинство представителей бизнеса предпочитают производить растаможку непосредственно в Москве и переубедить весьма проблематично. Ведь кто захочет терять давно наработанную схему перевозок и налаживать новые отношения с брокерами.

Основной проблемой здесь является сумма таможенного сбора. Ведь оценка грузов индийскими компаниями далеко не всегда признается на таможенном коридоре. Здесь нужно прийти к компромиссу на законодательном уровне и ввести единые правила для всех товаров из Индии. Тем более что наработанная система сборов уже есть. Это 5% от стоимости плюс НДС.

Необходимость единого оператора для перевозок

Наличие единой администрации транспортного коридора, сможет существенно облегчить жизнь как таможенной службе, так и логистическим компаниям. Ведь единого оператора, который на данный момент сможет диктовать правила оценки товара, одинаковые для каждой стороны, сейчас нет. Отличным регулировщиком отношений может стать иранская сторона. Через ее территорию производится транспортировка, как по морскому пути, так и по железной и автомобильной дорогам.

Заключение

В заключение можно сказать, что для увеличения транспортного потока «Север-Юг», нужны государственные решения о регулировке таможенных сборов. Ведь единой альтернативой может быть доставка грузов через Казахстан. Но стоит ли привлекать к перевозке еще одну сторону, если приняв несколько решений можно возродить собственный торговый коридор.

Rambler's Top100